Мотоблок помогает решать множество практических задач для дачников и фермеров. Он удобен в использовании и надежен. Но, так же, как и любое другое механическое устройство, мотоблок нуждается в грамотном обслуживании.
Основные узлы подверженные поломкам у мотоблока это:
- трансмиссия (редуктор, коробка переключения передач);
- двигатель внутреннего сгорания.
1. Основные причины, которые приводят к поломкам
Мотоблоки комплектуются дизельными и бензиновыми двигателями с воздушным, а более сложные модели — с водяным охлаждением. Для того чтобы двигатель работал без поломок долгое время, нужно соблюдать рекомендации и инструкции производителя относительно использования топлива, типа моторного масла и периодичности его замены.

2. Поршневая система
Поршневая система — основа любого двигателя внутреннего сгорания. Надежность ее работы во многом зависит от правильного использования смазочных материалов. Причинами поломок чаще всего являются:
- использование некачественного масла (дешевые аналоги, покупка с рук, неизвестные марки);
- несвоевременная замена масла (когда оно становиться черным из-за сажи);
- низкий уровень масла (ниже минимального уровня на щупе).
Все это вызывает падение давление в системе смазки, что обязательно приводит к поломке с плачевными последствиями:
- залягут и закоксуются компрессионные кольца, что приведет к необходимости их замены, а возможно, и замены поршней, гильз, шатунов;
- возможно, поведет головку ГРМ — такая поломка не подлежит ремонту;
- может заклинить двигатель мотоблока— тогда дорогостоящего капитального ремонта не избежать.

Поэтому проверку уровня масла и, визуально, его состояния следует производить перед каждым запуском мотоблока.
3. Система охлаждения мотоблока
В тяжелых мотоблоках с дизельным двигателем используется водяная система охлаждения. В качестве температурного агента нужно использовать тосол или специальный концентрат, использование воды приведет к неприятным последствиям:
- вода при испарении образует накипь, которая препятствует охлаждению и со временем может стать причиной поломки помпы мотоблока, в летний период допустимо использовать дистиллированную воду;
- зимой вода замерзает и “разморозит систему.

4. Системы подачи топлива и зажигание мотоблока
Неисправности в системе питания и зажигании двигателя мотоблока проявляются такими симптомами:
4.1. Затрудненный запуск
Возможные причины и способы устранения:
- проблемы с подачей топлива — продувание топливной системы сжатым воздухом;
- загрязнение топливного фильтра — прочистка или замена;
- засорение выходного отверстие в крышке бензобака — прочистка;
- отсутствие или слабая искра на свече — проверка контакта свечи с проводом, очистка или замена свечи или провода;

- износ или поломка магнето — замена.
4.2. Потеря мощности мотоблока
Причины неисправности и способы их устранения:
- если агрегат долго не использовался, то возможно попадание влаги в карбюратор — чистка карбюратора;
- износ манжеты картера мотоблока — замена;.
- засорение воздушного фильтра — очистка или замена;
- слабая компрессия — замена колец.
4.3 Неустойчивая работа мотора
- не прогретый двигатель — прогревание;
- засорение свечи зажигания — очистка свечи от нагара;
- слабый контакт свечи с бронепроводом — обжатие контакта.
5. Трансмиссионная система мотоблока

Трансмиссионная система передает усилие от двигателя на колесную ось мотоблока. Она состоит из сцепления и КПП.Наиболее распространенные поломки трансмиссии:
5.1.Пробуксовка сцепления
Причины поломок и способы их устранения:
- износ фрикционного покрытия дисков сцепления —замена диска;
- ослабление пружины — замена пружины;
- недостаточный зазор между выжимным подшипником и штоком — регулировка зазора.
5.2. Неполное выключение сцепления мотоблока
Причиной этого может быть:
- деформация фрикционных дисков - замена неисправных дисков;
- несоответствие используемого в трансмиссии масла требуемым характеристикам. Для устранения необходимо заменить масло и использовать рекомендуемую производителем смазку.
5.3. Шум в КПП
Причинами этого бывает:
- низкое качество залитого в редуктор масла —замена масла;
- низкий уровень масла — доливка;.
- износ шестерней и подшипников — замена.
5.4. Затруднения переключения передач
Обычно причина этого колется в износе комплектующих КПП. Следует:
- отрегулировать узлы отвечающие за переключение;
- при значительном износе заменить шестерни.
В статье изложены наиболее распространенные причины поломок и неисправности мотоблоков и приведены способы их устранения. Различные типы и модели этого оборудования имеют свои особенности, которые невозможно рассмотреть в рамках одной статьи. Если вам не удалось самостоятельно устранить неисправность с помощью изложенных рекомендаций, то стоит обратиться к специалистам.